Сайт учителя начальных классов Гильфановой Гульназ Ансафовны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

«Метод проектов» в системе современного урока и внеурочного занятия младших школьников

         (из опыта работы)

Девизом проектной деятельности детей  я бы взяла слова немецкого философа Лессинга «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, хотя и криво, но сами»

   Опираясь на Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы - не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности,  но и в различных ситуациях дальнейшей жизни.

       Ведущее место занимают такие  формы самостоятельной работы учащихся, которые основаны    не только на применении полученных знаний и умений, но     и на получение на их основе новых.

        Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

        Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

        При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.

        Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

        Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, изо, технология, ОРКСЭ. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность.

        В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.

         Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками работы на компьютере: находить информацию по каталогам, в  интернете.

       Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий.

       Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возрасте, является помощь со стороны родителей. Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов.

       Специфика проектной работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.

      Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Результатом проекта может быть: видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, книга, викторина, панно, поделка, представление, реферат, иллюстрация, буклет, поделка, реклама, музыкальный номер, научная конференция.

                                                 Из опыта своей работы

     Проектной деятельностью мы начали заниматься с 1 класса. В первом классе в основном были индивидуальные проекты, так как работать в группе и договариваться пока у нас не очень получалось. Например, очень интересен был проект детей «Книжка своими руками». Где дети были и писателями (сами придумывали сказки), и оформителями книжек,  и издателями. Со 2 класса свои проектные работы дети стали оформлять в виде слайдовых  презентаций, красочно оформленных кроссвордов, появились групповые проектные работы, например: по технологии групповая проектная работа «Осень» и «Русский самовар» из соленого теста. Некоторые групповые проектные работы  презентуются  всей школе, родителям  в виде видеофильма. После знакомства с  творчеством  татарского писателя, детьми была инсценирована и показана сказка «Су анасы » на татарском языке. Также  была снята сказка «Колобок на новый лад», был снят ролик по ПДД. Благодаря видеороликам дети видят свою работу со стороны. С этими видеороликами дети участвовали в республиканских конкурсах и становились победителями и призерами.

      Также такая проектная работа, как постановка танцев тоже очень нравится детям. Они выбирают музыку, разучивают движения, вместе с родителями обсуждают и шьют костюмы. А результатом этой работы является выступление на праздниках и призовые места на районных конкурсах. А уже с 3 класса началась работа над исследовательскими проектами. Темы детьми были выбраны самостоятельно по интересам.

     По выбранным темам учащиеся класса защитили свои проекты в научно-практических  конференциях, где были признаны лучшими.

    Есть незавершенные исследовательские работы, рассчитанные на несколько лет. Их дети продолжат в среднем звене. В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому "проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим "видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.

       Подводя итог, хочу сказать, что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их, а иногда просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.

      Каждый проект по-своему уникален и  ребёнок не только получает знания, но и возможность проявить себя как творческую личность, реализовать себя в том или ином виде деятельности.

 

Вход на сайт


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz